Контакты:

Курс «Астрономия» предназначен для изучения студентами  очной формы обучения, рассчитан на 36 часов.

        Курс разработан в соответствии с учетом требований федеральных государственных обра­зовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования.     

        В курсе изложены сведения о строении солнечной системы; физической природе тел Солнечной системы; солнце и звездах; строении и эволюции Вселенной.

 Курс включает в себя краткие конспекты лекций, видео материалы , практические задания. Изучение курса заканчивается  дифференцированным зачетом в форме  теста.

В каждой теме указываются источники информации, которые студент может использовать для самостоятельной подготовки к занятиям.

Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

 Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по астрономии.

Программа дисциплины «Астрономия» реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом технического профиля получаемого профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

Программа может быть использована при изучении астрономии в профессиональных образовательных организациях реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (ППКРС, ППССЗ).

 

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Учебная дисциплина «Астрономия» является обязательным учебным предметом ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебном плане ППКРС по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства место учебной дисциплины «Астрономия» — в составе обязательных общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из предметных областей ФГОС среднего общего образования, профессий СПО социально - экономического профиля профессионального образования.

 

Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.

Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

 − умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

 − умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

 − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

 

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

 − использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 − умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

 − умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность;

 − умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

 − умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

-       Смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимоеи реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

-       Определение физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

-       Смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела,  Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

-       Использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

-       Выражение результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

-       Приведение примеров практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

-       Решение задачи на применение изученных астрономических законов;

 

Итогом  сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной профессиональной образовательной программы в части получения среднего общего образования является обладание  выпускниками  общими компетенциями, включающими в себя способность:

 

Результаты обучения

(развитие общих компетенций)

Содержание компетенции

Шифр

Наименование

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Понимает значение и роль дисциплины в развитии научно-технического прогресса и в дальнейшей профессиональной деятельности.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Применяет технические методы и способы выполнения профессиональных задач,   оценивает свою деятельность с точки зрения их эффективности и качества.

ОК.3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Умеет снимать показания работы и

пользоваться физическими приборами с

соблюдением норм техники

 безопасности.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Применяет при выполнении самостоятельных видах работ (выполнение презентаций, рефератов и т. д.)  разные источники информации, в том числе  интернет – ресурсы и телекоммуникационные технологии.

 

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использует в своей деятельности

информационно-коммуникационные технологии, умеет пользоваться интернетом.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Координирует свои действия с другими

участниками общения, умеет контролировать своё поведение и воздействовать на партнёра общения.

 

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Применяет методики принятия решений;  принимает эффективные решения;  организует собственную деятельность с учетом требований охраны труда

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Готовится к прохождению воинской обязанности